Единая государственная сертификация

Москва deal@mosrst.ru
ул. Новая Басманная, д. 23Б, строение 20, офис 304/3

Передача прав на товарный знак

К охраняемым результатам творческой деятельности относятся исключительные права. За несанкционированное использование нарушитель привлекается к ответственности с наложением финансовых санкций. Передача прав на товарный знак (далее по тексту – ТЗ) владельцем позволяет приобретателю или пользователю извлекать прибыль на законных основаниях.

Способы передачи прав на товарный знак

В учетных регистрах хозяйствующего субъекта ТЗ отражаются в составе нематериальных активов. Исключительные права на объект владелец вправе:
  • продать или подарить на основании договорных условий отчуждения (уступки);
  • передать во временное пользование третьим лицам в пределах делегируемых полномочий лицензионными и франчайзинговыми соглашениями;
  • предоставить в залог в качестве обеспечительной меры при кредитовании.
Соглашения, которые связаны с распоряжением исключительных прав на товарные знаки, должны заключаться в письменной форме, а игнорирование требования приводит к недействительности сделки. Поскольку торговую марку нужно зарегистрировать в Роспатенте для «превращения» в ТЗ, то переход имущественных прав также подлежит государственной регистрации для приобретения юридической силы (ст. 1490 ГК РФ).

Договор франчайзинга

По правовой сути договор коммерческой концессии – это не просто передача объекта франчайзи, а предоставление полномочий управления бизнесом по правилам, установленным франчайзером. Наряду с товарным знаком владелец должен передать в пользование готовую рабочую модель предпринимательства с правовой и финансовой поддержкой.  При заключении договора необходимо конкретизировать все статьи:
    Передаваемые правомочия и уровень поддержки, включая:
  • внутренние регламенты, секреты производства и интерьер;
  • эффективную стратегию, не требующую инновационных решений;
  • информационную и финансовую помощь.
    Алгоритм расчета и порядок выплаты вознаграждения:
  • размер первоначального взноса;
  • фиксированную сумму или процент за пользование брендом (роялти);
  • условия перерасчета.
    Устанавливаемые ограничения в виде:
  • территории использования;
  • требования к сервису и качеству обслуживания;
  • запрета на переуступку прав третьим лицам.
Модель франшизы позволяет новичкам в сфере бизнеса использовать знакомую потребителям торговую марку, что способствует росту узнаваемости бренда. Заключать соглашения можно на срок, не превышающий период действия зарегистрированного ТЗ.

Договор отчуждения товарного знака

Главное отличие отчуждения от временной передачи заключается в смене собственника на объект в момент госрегистрации. Договор уступки товарного знака – это аналог сделки «купли-продажи», где роль продавца исполняет правообладатель, а покупателя - приобретатель. Во избежание признания ничтожности или недействительности и недопущения ущемления интересов сторон при составлении следует учесть:
    Предмет договора. Принадлежащее владельцу имущественное право может передаваться в отношении (п. 1 ст. 1488 ГК РФ):
  • всего ассортимента;
  • части товаров.
    Вознаграждение (за исключением передачи на безвозмездной основе, запрещенной между коммерческими предприятиями). Порядок выплат регулируется сторонами в виде (ст. 1234 ГК РФ):
  • единовременной суммы;
  • процента от дохода, полученного вследствие делегированного права;
  • комбинирования фиксированного платежа и роялти.
    Действия правообладателя при нарушении приобретателем обязательств по расчетным операциям. Кроме возмещения убытков, владелец может требовать в зависимости от времени, когда нанесен значительный ущерб относительно права собственности:
  • одностороннего отказа от исполнения договора (до перехода);
  • восстановления исключительных прав в судебной инстанции (после перехода).
При отсутствии денежного измерения или порядка расчета вознаграждения возмездное соглашение приравнивается к незаключенному. Механизм определения стоимостного показателя, базирующегося на сопоставимости условий (п. 3 ст. 424 ГК РФ) при отчуждении исключительного права на товарный знак, не используется.

Договор залога на товарный знак

Нематериальные активы могут выступать обеспечением финансовых обязательств, включая процедуру кредитования. При регулярном погашении кредита:
  • право собственности и неограниченного пользования принадлежит залогодателю;
  • объект выступает гарантом без возможности использования залогодержателем.
После полного погашения обязательств обременение снимается. Если заемщик не погасил задолженность в установленный срок, то объект переходит в собственность залогодержателя.

Лицензионный договор

В правовом сегменте лицензионное соглашение является подобием аренды, где арендуемым объектом считаются имущественные права. Использование лицензиатом допускается в пределах полномочий, делегированных лицензиаром (ст. 1235, 1489 ГК РФ). В тексте необходимо зафиксировать:
  • объем передаваемых правомочий;
  • способы и территорию использования объекта;
  • ограничения по сроку предоставления;
  • размер и периодичность выплат.
Лицензиарам разрешается временная передача товарного знака как одному лицензиату, так и с распределением правомочий между несколькими пользователями. В тексте соглашения важно прописать значимые моменты, так как подразумевающиеся, но не зафиксированные условия считаются запрещенными. Госпошлина за регистрацию договора франчайзинга составляет 14,8 тыс. рублей, за другие соглашения – 13,5 тыс. рублей. Обращение в центр «МОС РСТ» поможет получить скидку в размере 30 %.
Получить консультацию

Нужна рассрочка на оформление документов

Остались вопросы?
Шмелёва Анастасия
Skype: live:.cid.c5f83aeedd3295f7
sa@mosrst.ru

Для оперативной связи

Для отправки Вам ответа

Приходите в гости!
ул. Новая Басманная, д. 23Б, строение 20, офис 304/3
Пишите!
deal@mosrst.ru
Звоните!
8(495)128-97-38
Благодарим за обращение в наш центр!
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшие 15 минут. Если вопрос задан в нерабочее время, специалисты свяжутся с вами на следующий день.
Благодарю за обращение!
Ваша заявка принята.
Я свяжусь с Вами в ближайшие 30 минут. Если вопрос задан в нерабочее время, ожидайте ответ на следующий рабочий день.