Единая государственная сертификация

Лицензирование

Закон о лицензировании отдельных видов деятельности

В начале 2002 года, после вступления в силу нового ФЗ № 128 от 08.08.2001г., закон о лицензировании № 158-ФЗ, действовавший с 1998 года на территории РФ, утратил силу. Почему понадобилось принимать новый закон о получении разрешений для деятельности на территории РФ  и в чем основные отличия старого и нового ФЗ о лицензировании?

ФЗ № 158 устанавливал порядок получения разрешительных санкций. Данная роль в соответствии с законом о лицензировании отдельных видов деятельности 2001 года, поручена Правительству РФ, путем утверждения Положений, относящихся к определенным видам деятельности.  Важным отличием, которое способствует упрощению ведения бизнеса и снижению затрат предпринимателей на процедуру получения разрешения на ведение дел, является существенное уменьшение количества лицензируемых видов деятельности. Если ФЗ № 158 содержал на дату принятия нового закона 216 видов, подлежащих лицензированию, то в первоначальной версии ФЗ № 128 получение разрешений было установлено для 119 видов деятельности.

За 10 лет функционирования данного закона список, определяющий лицензируемые виды деятельности, существенно изменился. Его корректировка происходит благодаря либерализации российского законодательства и его гармонизации с международными требованиями. Вносятся коррективы в ФЗ тогда, когда случается очередное вступление в действие Технического регламента (ТР) по соответствующему виду деятельности. Т.к. по закону о лицензировании отдельных видов деятельности основным законодательным актом, регулирующим тот или иной бизнес в определенной сфере, является действующий ТР, где прописываются основные требования к сертификации и лицензированию.

С введением ФЗ от 2001 года лицензирование или получение разрешения на проведение работ, услуг или производственной деятельности по другим законам РФ запрещено.

При вводе в действие ФЗ № 128 начали работать правила получения разрешения для таких видов деятельности, которые раньше лицензированию не подвергались. Например, производство криптографических средств, различного рода работы и услуги, связанные  с электронной цифровой подписью, работы и услуги, которые применяют огнестрельное оружие, производство табачных изделий,  воздействие на геофизические процессы и другие виды.

Для того чтобы определить в настоящее время, подчиняется ли рассматриваемый Вами бизнес или планируемая деятельность закону о лицензировании отдельных видов деятельности, необходимо подробно изучить статьи 17 и 18  и статью 2 нового закона.

Лицензии следует получать на виды бизнеса, которые прямо названы в статье 17 закона. А  прекращено действие на производства или услуги, которые перечислены в статье 18. Кроме того, в статье 2 указаны направления, на которые данный закон не распространяется.

Если деятельность попала в список статьи 2, то не на все виды распространяется правило, что лицензирование не нужно. Вид деятельности, обозначенный в этой статье, может подвергаться разрешению, если этот факт отражен в статье 18. Другие законы о лицензировании, не указанные в ФЗ № 128, считаются не действительными.

В ФЗ № 128 не произошло изменений, связанных с процедурой лицензирования, остался тот же перечень необходимых документов, которые подаются при оформлении заявки. Существенно (в два раза) увеличился срок рассмотрения документов и принятия решения о предоставлении разрешения по сравнению с ФЗ № 158. Новый  закон о лицензировании отдельных видов деятельности предоставляет органу сертификации 2 месяца на данную процедуру. Но существенно увеличился срок, в течение которого лицензия считается действительной (с 3 до 5 лет по новому закону). Лицензии на отдельные виды деятельности могут выдаваться бессрочно.

В новом законе значительно усложнилась процедура приостановки лицензии. Поводом могут служить лишь неоднократные нарушения условий лицензирования, и то часто в этих случаях законодательство предусматривает определенное время, которое предоставляется лицензиату для устранения обнаруженных в результате инспекции нарушений (до 6 месяцев). Решение об аннулировании лицензий может принимать только суд по представлению лицензиара.

Количество нарушений, которые ведут к лишению лицензии, существенно уменьшилось.  В качестве причин могут выступить только те, что в случае нарушения лицензионных требований, приведут к убытку государству или обороне, ущербу здоровью, правам и интересам граждан, а также урону культурному наследию, которое негативно скажется для любого из народов России.

В настоящее время принят новый ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Если у Вас возникли вопросы — будем рады Вам помочь!

Остались вопросы?
Екатерина Овчинникова
Skype: rostest011
ICQ:660694988

Для оперативной связи

Для отправки Вам ответа

captcha

Приходите в гости!
г.Москва, пер. Грохольский, д. 32/2, оф. 302
Пишите!
Звоните!
8 (495) 128-97-38
Благодарим за обращение в наш центр!
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшие 15 минут. Если вопрос задан в нерабочее время, специалисты свяжутся с вами на следующий день.
Благодарю за обращение!
Ваша заявка принята.
Я свяжусь с Вами в ближайшие 30 минут. Если вопрос задан в нерабочее время, ожидайте ответ на следующий рабочий день.
Scroll Up