Единая государственная сертификация

Москва deal@mosrst.ru
ул. Новая Басманная, д. 23Б, строение 20, офис 304/3

Маркировка табачной продукции

Порядок и правила маркировки табачной продукции в 2019 году существенно изменяются, в связи со вступлением в силу ФЗ №488. Необходимость и обязательность использования маркировочных знаков сохранена и более того существенно ужесточается ответственность за нарушение законодательства в данной области. Действующее требование о применении маркировки согласно положениям ТР ТС 035/2014 не упраздняется, и нанесение на табачные изделия знака о соответствии «ЕАС» является обязательным для всех участников рынка в рамках Союза.

Изменения в обязательной маркировке табачной продукции затрагивают рынок РФ, но не противоречат законодательству ЕАЭС. Таким образом,  табачная продукция, которая производится и реализуется на территории РФ, обязана иметь на изделиях знак ЕАС и код маркировки, выполняющий функцию идентификатора.

Система маркировки табака

Основные цели разработки новой системы маркировки табачной продукции средствами идентификации состоят:

  • в усилении контроля за производством, перемещением и оборотом изделий;
  • помощи легальному бизнесу за счет сокращения подпольного производства;
  • ее внедрение позволяет эффективнее бороться с присутствием на рынке некачественных и контрафактных изделий;
  • увеличение налоговых отчислений в бюджет государства.

Органом уполномоченным, ответственным за внедрение новой системы и компетентным осуществлять контроль в сфере соблюдения новых положений об обязательности маркирования средствами идентификации (КИЗ – контрольными идентификационными знаками), является Роспотребнадзор.

Новая система маркирования предусматривает использование специальных цифровых кодов Data Matrix, которые по аналогии со штрихкодированием наносятся на каждую товарную единицу.

Нанесение уникального кода на единицу товара – это не то же самое, что акцизная марка. Ее применение обязательно для регулирования оборота подакцизных товаров и контролем уплаты акцизного налога предпринимателем.

Требования к маркировке табачной продукции

Новая система маркировки предусматривает причастность к ней всех участников производства и реализации табака во всех его видах на всех этапах жизненного цикла.

По отношению к изготовителям, реализаторам, поставщикам, импортерам действуют различные требования в сфере обеспечения внедрения цифровой маркировки. Пилотный проект по ее внедрению стартовал 1 марта 2019 года. С 1 июля 2019 года нанесение цифровых знаков маркирования стало обязательным для всех без исключения производителей табака на территории РФ, а также для импортеров, осуществляющих свою деятельность на территории страны. Окончание продажи продукции, выпущенной в обращение до указанного срока, определено в период до 1.07.2020 года.

Новый порядок идентификации предусматривает создание единой информационной базы, в рамках которой осуществляется контроль товарооборота табака.

Требования к производителям

Производители,  а также импортеры для законного осуществления коммерческой деятельности должны:

  • иметь регистрацию в ИС «Честный знак»;
  • направить соответствующую заявку в ЦРПТ и получить специализированное оборудование для нанесения маркировочных знаков, его размещают на складе или самом производстве;
  • по заявлению провести аудит оборудования и ПО, используемого для работы с маркируемой продукцией и обмена с общей базой данный;
  • по окончании тестов начать вносить в единую базу данные о товарах, подлежащих мониторингу.

Именно на производителя возлагается обязанность по нанесению маркировочных знаков на  подконтрольные табачные изделия. Поэтому данные организации в первую очередь заинтересованы во внедрении на предприятии ЭДО (электронного документооборота) и получении усиленной электронной цифровой подписи (ЭЦП). Уникальный маркировочный код содержит более полные сведения о товарах в сравнении с привычным штрихкодированием и позволяет эффективнее отследить движение товаров.

Требования к оптовой торговле

На уровне посреднических организаций и предприятий оптовой торговли основное назначение комплекса маркирования сводится к возможности отслеживания логистического пути поставок. При поступлении партии непосредственно на склад или в магазин она может быть принята на учет только после сканирования Data кода, что исключает вероятность замены оригинальных изделий контрафактом.

Предприятия оптовой торговли также должны быть зарегистрированы в «Честный знак» (до 30 июня 2020 года, а после этой даты процедура регистрация должна быть произведена в течение 7 дней с момента принятия участия в обороте товара), иметь необходимое оборудование для считывания кодов и обмена информацией с общей системой учета.

Требования к организации розничной торговли

Розничные продавцы табака должны помимо получения ЭЦП оборудовать торговые точки онлайн-кассами, обеспечить их оборудованием, осуществляющим доступ к ИС, и сканерами 2D. Это позволяет оперативно обрабатывать информацию и предотвратить обращение контрафакта, так как при попытке продажи немаркированных позиций, система будет сообщать об их выбытии или отсутствии в базе.

Таким образом, вся процедура оборота с учетом новых требований законодательства в сфере маркирования и идентификации может быть представлена в виде следующей схемы:

1. Производитель:

  • выпускает и упаковывает сигареты, папиросы и т.д.;
  • запрашивает у оператора ИС коды;
  • в течение 4 часов с момента поступления оператору заявки получает необходимое количество кодов;
  • изготовитель преобразует полученные данные в привычные штрих или QR-коды и наносит их на товары;
  • осуществляет отгрузки согласно контракту следующим контрагентам.

2. Второй логистический уровень принимает продукцию исключительно по результатам сканирования товаров, о чем соответствующая информация вносится в единую базу

3. Розничная торговля обеспечивает исключение/выбытие изделий из товарооборота в результате продажи.

В новой системе предусмотрена опция общественного контроля качества, безопасности изделий и соблюдения всех предъявляемых к ним требований. Каждый потребитель сможет при помощи мобильного приложения направить информацию о выявленных несоответствиях непосредственно в контролирующие органы.

Штраф за нарушения требований

С 1 июля 2019 года за нарушение правил проведения маркирования товаров средствами электронной идентификации предусматривается административная ответственность (по КоАП), а при повторном игнорировании законодательства или же крупном объеме полученной незаконным путем выручки, то и уголовная ответственность.

Статьей 15.12 Кодекса установлено, что ответственность наступает не только за отсутствие средств идентификации на упаковке, но и в случае неправильного нанесения, указания неполных данных. Размер штрафа в этом случае может составлять от 5 до 10 тыс. руб. по отношению к индивидуальным предпринимателям и 50-100 тыс. руб. для юридических лиц. Кроме того изымается вся немаркированная продукция из обращения без права возврата.

Санкции за отсутствие маркировочных спецзнаков имеют более широкий диапазон: 2000-4000 руб. для физлиц , 5000-10000 руб. для ИП, 50-300 тыс. руб. для компаний. Товары также подлежат безвозвратной конфискации.

Если общая стоимость выявленного в обращении немаркированного товара достигает значения более 1,5 млн. руб., то возможно наступление уголовной ответственности: штраф 300 тыс. руб. или штраф 80 тыс. руб. и лишение свободы на срок до 3х лет.

С любыми вопросами касательно нюансов применения Matrix Data кодов для табака, обращайтесь  в центр сертификации «МОС РСТ».

Мы оказываем профессиональное содействие по сопровождению клиента на таких этапах внедрения новой системы маркирования и идентификации табака, как:

  • разработка и организация ЭДО (электронного документаоборота);
  • получение усиленной ЭЦП;
  • регистрация в «Честный знак»;
  • проверка используемого оборудования для установления возможности работы с маркированными изделиями и кодами Data Matrix;
  • проверка, настройка, обучение работе с онлайн-кассами;
  • способы нанесения маркировочных идентификаторов.

Для оформления заявки на получение консультации свяжитесь с менеджером центра «МОС РСТ» по телефонам указанным на сайте либо посредством онлайн-запроса через специальную форму.

 

Остались вопросы?
Яговдик Мария
Skype: live:.cid.f2c7476976bc64e9
ym@mosrst.ru


    Для оперативной связи


    Для отправки Вам ответа

    Приходите в гости!
    ул. Новая Басманная, д. 23Б, строение 20, офис 304/3
    Пишите!
    deal@mosrst.ru
    Звоните!
    8(495)128-97-38
    Благодарим за обращение в наш центр!
    Ваша заявка принята.
    Мы свяжемся с вами в ближайшие 15 минут. Если вопрос задан в нерабочее время, специалисты свяжутся с вами на следующий день.
    Благодарю за обращение!
    Ваша заявка принята.
    Я свяжусь с Вами в ближайшие 30 минут. Если вопрос задан в нерабочее время, ожидайте ответ на следующий рабочий день.