Единая государственная сертификация

Москва deal@mosrst.ru
ул. Новая Басманная, д. 23Б, строение 20, офис 304/3

Регистрация товарного знака

Регистрация товарного знака Товарный знак (ТЗ) рассматривается как обозначение коммерческого характера для изделий, выпускаемых ИП или предприятиями, или услуг. ТЗ может выступать в формате текста, графического объекта, звука, цвета, иных видов, в том числе комбинированного типа. Товарный знак допускается применять в коммерческой деятельности без регистрации. Но только прохождение указанной процедуры дает полноценную правовую защиту, так как объект будет официально признан интеллектуальной собственностью заявителя.

Зачем и когда требуется регистрация товарного знака

За счет применения товарного знака (другое название - торговая марка) предприниматель может:
  • индивидуализировать свою продукцию в коммерческом обороте, выделить ее среди аналогов от других производителей;
  • рекламировать себя и свой ассортимент в СМИ, через интернет-ресурсы, другими общедоступными способами;
  • оформить уникальный и узнаваемый бренд и стиль компании;
  • продвигать свой сайт, поскольку имя домена тоже можно зарегистрировать как товарный знак;
  • представлять свой ассортимент на маркетплейсах, чтобы покупатель ассоциировал изделия с определенным брендом.
Ничто не мешает использовать торговую марку сразу после ее разработки и без регистрации. Но в таком случае есть риски, что раскрученное обозначение сможет оформить на себя конкурент. Также без зарегистрированных прав очень сложно бороться с контрафактом, подделками продукции. Контрагенты и покупатели могут увидеть обозначение на упаковках и этикетках, в рекламных материалах. Есть и менее распространенные ситуации, когда объект будет представлен в виде запаха, объема, иных видов. В любом случае, национальная или международная регистрация товарных знаков предоставляет правовую защиту. Режим охраны, возникший после регистрационной процедуры, можно использовать для предъявления претензий, заключения лицензионных соглашений, взыскания ущерба через суды. Важно! В современном мире обязательно следует защитить доменное имя от претензий третьих лиц. Именно домен является средством адресации в интернете, и чтобы иные компании не использовали сходные обозначения, нужно своевременно зарегистрировать доменное имя.

Кто может обратиться на государственную регистрацию товарного знака

Как регламентировано ст. 1477 ГК РФ, подать на регистрацию товарного знака могут только организации и ИП. Уже с 29.06.2023 также право регистрировать ТЗ будет и у физлиц. Эти изменения были приняты в 2022 году. Отметим, что права на знак можно передать иным лицам по лицензионному соглашению, либо продать по договору цессии. Предметом таких сделок является только зарегистрированное обозначение. После регистрации соглашений (договоров) сведения о новом владельце обозначения и условиях его использования будут отражены в реестре.

Варианты регистрации прав на торговые марки

Правовая защита интеллектуальной собственности возникает только на определенной территории. По умолчанию, отечественные компанию и предприниматели проходят регистрацию по линии Роспатент (в лице ФИПС) на национальном уровне. После завершения процедуры режим охраны возникнет только в границах РФ. Чтобы получить защиту за пределами России, можно пройти международную регистрацию. Такая заявка подается по линии Роспатента, после чего сведения будут переданы в ВОИС, в патентные органы отдельных государств. Международная защита торговых марок основана на Мадридской системе, которую поддерживает подавляющее большинство стран мира.

Порядок регистрации прав на товарный знак

Сам регистрационный процесс осуществляется через ФИПС, подведомственное учреждение Роспатента. Но до направления заявки предстоит еще ряд важных действий, от разработки уникального обозначения и проверки его по национальным или международным базам, до заполнения комплекта документов. Чтобы избежать совпадений с уже зарегистрированными торговыми марками и отказа со стороны Роспатента, рекомендуется заключить договор на регистрацию товарного знака с нашим центром. Также есть возможность пройти процедуру в ускоренном порядке, чтобы максимально быстро установить защиту своему обозначению.

Создание уникального обозначения

Регистрационная процедура включает экспертизу обозначения, т.е. его проверку по реестрам, поданным заявкам. Если будут выявлены совпадения, заявитель получит отказ. Чтобы избежать сложностей при обращении в Роспатент, нужно разработать (создать) уникальную торговую марку. Для работы над обозначением можно привлечь художников, графических дизайнеров, других профильных специалистов. Естественно, у компании изначально должна быть общая концепция или требования к виду, составным элементам торговой марки. Законодательство и международное право допускает регистрацию объектов в различном виде:
  • текст;
  • изображение;
  • звук;
  • объемный компонент;
  • цвет;
  • запах;
  • комбинированный объект (например, сочетание слов, букв с графикой).
Помимо прочего, заявка на регистрацию товарного знака будет содержание описание обозначения. Оно может включать текстовые пояснения, графические и иные материалы, файлы.

Поиск на предмет совпадений

Даже если вы уверены в уникальности своей торговой марки, необходимо заказать предварительную проверку до обращения в Роспатент. Проверять обозначение нужно по уже зарегистрированным объектам, а также, обязательно, по фактически поданным заявкам для устранения проблем с приоритетом при регистрации. Патентные поверенные и специалисты проверяют уникальность с использованием профессиональных программ и доступов к платным проверенным базам данных Самостоятельная проверка по открытым источникам приводит с недостоверной информации и дальнейшим разочарованиям.

Подготовка заявки с описанием обозначения

Для регистрации нужно представить заявку. В ее состав входят следующие документы и приложения:
  • заявление с указанием данных об организации или предпринимателе;
  • описание объекта, представленного к регистрации (допускается приложение любых материалов, позволяющих раскрыть суть и особенности знака);
  • список из классов регистрации товарных знаков по МКТУ (это классификатор для услуг и товаров, на которые может распространяться правовая защита);
  • платежки на госпошлину (подробнее о правилах расчета пошлин читайте ниже).
Заявка заполняется в соответствии с Приказом МЭР № 584. В приложениях к этому нормативному акту есть форма заявления. От имени заявителя документы может подать представитель – патентный поверенный центра.

От чего зависит стоимость регистрации товарного знака

Тарифы за регистрационную процедуру зависят от перечня классов МКТУ, перечисленных в заявлении. Актуальные тарифы определены Постановлением № 1151 (с изменениями для 2023 года):
  • 3 500 руб. – за регистрацию поступивших документов (плюс по 1 000 руб. за класс МКТУ кроме первых 5);
  • 11 500 руб. – за экспертизу обозначения (плюс по 2 500 руб. за класс МКТУ после первого);
  • 16 000 руб. – за госрегистрацию с размещением сведений в реестре (плюс 1000 руб. за каждый дополнительный класс свыше первых 5);
  • 2 000 руб. – за оформление свидетельства после завершения регистрационной процедуры (независимо от перечня классов).
Также есть отдельные пошлины за изменения и уточнения в комплект заявки, за ускоренную регистрационную процедуру, за выделение знака и т.д. Заказав сопровождение регистрации в нашем центре, можно сэкономить 30% при оплате госпошлин. Подробнее об этом расскажут наши эксперты на предварительной консультации.

Срок регистрации товарного знака

Стандартная процедура госрегистрации может затянуться на долгие месяцы (по административному регламенту Роспатента – до 18.5 месяцев). Это связано с большим количеством заявок, проведением экспертиз по каждой из них. На практике стандартно срок регистрации занимает 5-7 месяцев. Роспатент предлагает возможность ускорить процесс и получить свидетельство уже за 1-2 месяца. Естественно, размер пошлин за такую процедуру будет выше (минимальная сумма – 94 400 рублей), но и режим правовой защиты возникнет намного быстрее.

Свидетельство о регистрации товарного знака

После успешного завершения регистрационной процедуры Роспатент внесет в госреестр сведения о товарном знаке, о правообладателе, о классах МКТУ. Заявитель получит свидетельство, удостоверяющее его права на обозначение. Срок действия документа составляет 10 лет. Отметим, что приоритет на ТЗ у компании возникает с момента подачи заявки и эта дата отражается в свидетельстве на регистрацию ТЗ. Чтобы сохранить режим правовой защиты торговой марки, свидетельство можно продлить. Причем делать это нужно заранее, разрешено не ранее чем за 1 год до его окончания, но точно не позднее 2-х месяцев до срока окончания. Размер госпошлины за продление составляет 20000 рублей, плюс по 1000 руб. за каждый класс МКТУ свыше первых 5.
Получить консультацию

Нужна рассрочка на оформление документов

Вопрос-ответ

Зачем нужна регистрация товарного знака?

Пройти процедуру нужно для того, чтобы получить исключительное право на использование зарегистрированного объекта. Регистрируя товарный знак, предприниматель:

  • защищает себя от попыток других лиц использовать зарегистрированный объект без соответствующих разрешений;
  • получает компенсацию в случае, если знак будет использован и нарушится исключительное право на его применение.

Если не пройти регистрацию и использовать какой-то объект, можно нарушить права другой компании, которая зарегистрировала этот объект для себя. Это чревато:

  • участием в судебном разбирательстве;
  • выплатой штрафов, судебных издержек;
  • отзывом из реализации товаров, которые продаются с незарегистрированным товарным знаком;
  • потерей имиджа компании;
  • необходимостью замены бланков, упаковки, документации, на которых использовался незарегистрированный объект.

 

Кто выдает сертификат на товарный знак?

На товарный знак выдают свидетельство. Чтобы его получить, в Роспатент необходимо направить заявку. Обычно из-за сложности процедуры и необходимости соблюдения всех законодательных норм, для регистрации ТЗ компании обращаются к специалистам, имеющим опыт в проведении патентного поиска, оформлении заявки в Роспатент, сборе необходимых документов.

После того как специалистами принимается заявка, анализируется документация, проводится поиск аналогичных и тождественных знаков. Если таких не обнаружено, оформляется заявка, к ней прикладываются документы и все направляется в Роспатент.

Роспатентом проводится формальная экспертиза для проверки документов и экспертиза по существу. При положительном результате принимается решение о регистрации знака и оформляется соответствующее свидетельство.

Что нужно оформить на товарный знак?

На товарный знак (ТЗ) нужно оформить свидетельство. Это документ, который подтверждает, что ТЗ зарегистрирован и обозначение, изображение, слово, звук или другой объект закреплены за конкретным владельцем в отношении конкретной категории товаров.

Свидетельство выдает только Роспатент. Основанием для его оформления является заявка, направленная предпринимателем или его официальным представителем.

Срок действия свидетельства о регистрации, оформленного в Роспатенте, – 10 лет. Предприниматели могут продлить его по истечении периода, направив заявку.

Если товарный знак регистрируется по нормам Мадридского соглашения, документ действует 20 лет.

Остались вопросы?
Шмелёва Анастасия
Skype: live:.cid.c5f83aeedd3295f7
sa@mosrst.ru

Для оперативной связи

Для отправки Вам ответа

Приходите в гости!
ул. Новая Басманная, д. 23Б, строение 20, офис 304/3
Пишите!
deal@mosrst.ru
Звоните!
8(495)128-97-38
Благодарим за обращение в наш центр!
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшие 15 минут. Если вопрос задан в нерабочее время, специалисты свяжутся с вами на следующий день.
Благодарю за обращение!
Ваша заявка принята.
Я свяжусь с Вами в ближайшие 30 минут. Если вопрос задан в нерабочее время, ожидайте ответ на следующий рабочий день.